Виктор Михайлович Васнецов – известный русский художник, чьи картины являются неотъемлемой частью отечественного художественного наследия. Его творчество воплощает в себе дух русской культуры и народного эпоса.
Одной из самых известных работ художника является картина “Богатыри”. На ней изображены трое сильных и отважных воинов, олицетворяющих древний русский дух и героизм.
Еще одной знаменитой картиной Васнецова является “Алёнушка”. В этой работе художник изображает молодую девушку с корзиной яблок в руках, олицетворяющую красоту и нежность.
Среди других известных работ художника можно назвать “Иван-царевич на сером волке”, “Мария Магдалина” и “Конек-горбунок”. Васнецов создал уникальные произведения искусства, которые до сих пор восхищают зрителей своей красотой и глубиной.
Творчество Виктора Михайловича Васнецова остается актуальным и вдохновляющим и по сей день, продолжая украшать коллекции музеев и частные собрания по всему миру.
Уникальные картины Виктора Васнецова на тему русского фольклора принимали отнюдь не все современники и не сразу. Обществу сложно было переключиться с распространенного в те времена реализма на сказочно-былинную тематику. Однако постепенно зрители и коллеги по цеху все более проникались идеей изображения героического наследия русского народа, а сегодня картины художника широко известны и любимы публикой. Мы разберем наиболее популярные работы знаменитого русского художника, которые видел практически каждый, и рассмотрим самые дорогие картины, проданные на международных аукционах.
Самые популярные картины Васнецова
Картина «Богатыри»
Одной из самых известных работ Виктора Васнецова является картина «Богатыри», которая многократно печаталась в школьных учебниках для воспитания патриотического духа детей, ее ткали на коврах, она висела на стенах в самых разных заведениях и многих домах. Секрет ее успеха прост, ведь художник писал ее более двадцати лет и вложил в нее весь свой талант, наблюдательность, всю душу и любовь к родине. Так как Васнецов нередко переезжал с места на место, то и огромный холст размером более четырех метров в длину тоже приходилось возить из одного города в другой. За столько лет семья художника так привыкла к картине, что уже воспринимала ее как нечто неотъемлемое.
Работа над картиной “Богатыри” началась с карандашом нарисованного эскиза. Несмотря на то, что рисунок не был воплощен в полной мере, Васнецову потребовались десятилетия, чтобы выбрать конкретные образы. Он изучил множество лиц, познакомился с русскими былинами, бытом, посетил конюшни, много рисовал с натуры. Важен для него был творческий долг показать силу русского народа. Хотя герои “Богатырей” были персонажами былин, они на самом деле существовали в разные времена на Руси и Васнецов сделал их современниками на одной картине.
Непростая работа отразилась на реакции зрителей. Когда картину впервые показали публике в 1898 году, многие люди были под глубоким впечатлением. Меценат Павел Третьяков мгновенно решил купить этот шедевр и теперь оригинал находится в Третьяковской галерее.
Картина «Витязь на распутье»
Васнецов в ходе работы над полотном “Витязь на распутье” взял за основу сказку, в которой герой стоит на развилке трёх дорог, где камень предупреждает о двух счастливых путях и одном, который ведет к трудностям или смерти. В его интерпретации выбор правого пути символизировал женитьбу, левого – богатство, а прямого – “нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному”. В сказках и былинах этот поворот часто использовался для испытания духа героя: если он преодолевал страх перед трудностями, то выбирал прямой путь и обретал всё – жену и богатство. Это подразумевало преодоление своих страхов и понимание, что можно достичь любых целей.
Васнецов впервые продемонстрировал «Воина в шлеме с кольчужкой в 1877 году. На выставке 1882 года он представил итоговую, более драматическую версию. Этот вариант картины заставляет зрителя меньше акцента делать на происхожлении воина и больше думать о его будущем. Здесь нет места для выбора, так как художник закрыл мхом варианты счастливого исхода героя.
Тема перепутья была важной для Васнецова. Ему было проще всего выбрать путь налево или направо к счастливому будущему, потому что к моменту создания картины он уже получал высокие деньги за свои жанровые изображения. Однако его сердце не лежало к социальным картинам, как у коллег по цеху. Он был очарован русским фольклором, но опасался, что его новое искусство не примут. В начале общество отнеслось сдержанно к его сказкам, но многие поддержали его страсти и уважали его новое направление. Позже его начали называть “богатырем русской фольклорной живописи”. На его надгробном камне изображен образ из “Витязя на распутье”.
Картина «Аленушка»
Картину Васнецова “Аленушка” называют одной из лучших работ русской живописи, узнаваемой наряду с “Богатырями” и “Витязем на распутье”. Но вначале она не вызвала особого восторга. Третьяков вообще пренебрег ею, а Мамонтов купил всего за пятьсот рублей. Вероятно, он это сделал из-за сходства главной героини с Верой, дочерью Мамонтова, которую Серов изобразил для своего шедевра “Девочка с персиками”.
Васнецов еще раз создал образ сиротского ребенка с тяжелой судьбой под названием “Аленушка”. Это сиротское дитя называли в те времена “дурочкой”. Мрачный пейзаж и стая ласточек над героиней передают надежды на будущее. Этот образ долго существовал в воображении художника: он запечатлевал множество лиц детей и выполняла много этюдов с печальной девочкой, всегда в одной и той же позе, сидящей на коленях. Художник также тщательно работала над изображением пруда.
Картина была принята не очень тепло, но Васнецов считал её одной из своих любимых работ. С годами она стала любимицей и для многих зрителей. Сегодня много людей сопереживают грусти босой девочки нарисованной на ней.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке»
Васнецов воссоздает образ героического Ивана-царевича на Серой волчице, который мчится сквозь опасный лес, держа в объятиях Елену Прекрасную, на своем замечательном полотне. Это одна из известных работ художника, которая поражает своими контрастами: мрачный лес символизирует препятствия, в то время как яркость образов героев и цветущая яблоня передают надежду на благополучный финал. Васнецов создавал эту картину только после долгой творческой обдумывания каждого фрагмента. Она была представлена на выставке в 1889 году и сейчас хранится в Москве, в Третьяковской галерее.
Картина «Ковер-самолет»
Картину “Три сестры (Богатыри)” Васнецов писал по заказу предпринимателя Саввы Мамонтова для украшения кабинета. Мамонтов, вождь строящейся Донецкой железной дороги, хотел украсьте кабинет правления тремя картинами, где главной идеей было показать возможности человека в перемещении. Меценат пожелал фантастический сюжет, поэтому Васнецову пришлось придумать его самому. Мастер решил создать полотно с ковром-самолетом, символизирующим силу русских традиций и невероятные возможности передвижения. Эта работа была одной из первых в серии произведений Васнецова о русских сказках.
Картина Васнецова не понравилась другим членам кабинета, которые отказались вешать ее в кабинете из-за сказочного сюжета. Картину приобрел Савва Мамонтов, где ее и выставили, и после этого Васнецова стали считать мастером сказочной тематики. Несмотря на необычность, зритель оценил силу русского духа и надежду на лучшее.
Картина «Иван Грозный»
Тема этой картины – Иван Грозный, первый царь русский. Васнецов, переехав в Москву в 1878 году, заинтересовался архитектурой города и историческими памятниками, что во многом вдохновило его на создание этой работы. Художник долгое время изучал древнерусские архитектурные особенности и детали того времени. Итогом его труда стал один из величайших шедевров, который был представлен публике в 1897 году.
Более того, художник остался верен своим принципам, увидев в русском человеке его сильные качества, и в царе-тиране он также нашел их. Именно при Иване Грозном территория России выросла вдвое, и страна стала больше всей Европы. Он провел целый ряд реформ, основал Печатный двор, имел большую библиотеку и считался одним из самых образованных людей своей эпохи. Именно таким изобразил его Васнецов. С полотна на нас смотрит умный, решительный и могущественный монарх, способный на значительные преобразования общества.
Самые дорогие картины Васнецова
Работы Виктора Васнецова периодически попадают на крупные аукционы. Рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
“Богатырь” считают рекордной работой Васнецова в серии картин о русских богатырях. Подобно “Богатырям”, эта картина была особенно внимательно проработана художниками, воплощая образ мужества и силы. Интересно, что первая выставка этого произведения состоялась на аукционе Christie’s в 2011 году, когда она была приобретена за 1,1 млн фунтов, что стало рекордной ценой покупки картины, и этот рекорд пока не побит.
Другая картина была продана на Sotheby’s в 2006 году за 344 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 300-500 тыс. фунтов. Это картина «Вещий Олег», написанная художником в 1899 году. Васнецов нередко переписывал в большом масштабе свои книжные иллюстрации. Предполагается, что картина «Вещий Олег» как раз была одной из таких работ.
За схожую цену ушла и картина «На страже», изображающая очередного защитника русской державы. Работа была продана с аукциона Christie’s в 2013 году за 338 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 150-200 тысяч фунтов. В 1924 году ее представляли на Выставке русского искусства в Нью-Йорке.
Из других уходов картин Васнецова можно назвать следующие: «Дети разоряют гнезда в лесу» (продана на Sotheby’s в 2012 году за 181 тысячу фунтов стерлингов) и угольный рисунок «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из “Песни о купце Калашникове”» (продан на Christie’s в 2011 году за 39,6 тысяч фунтов). Также есть и другие работы, которые были проданы на аукционах. Интересно, что среди них есть «Портрет И.Е. Репина» – одна из немногочисленных скульптур Васнецова. Она была продана на Christie’s в 2014 году за 112 тысяч долларов.
У Виктора Михайловича Васнецова есть множество других замечательных картин, как на сказочно-былинную тематику, так и других направлений. Его работы, наполненные глубоким патриотизмом, и сегодня трогают сердца зрителей разного возраста и заставляют подолгу останавливаться возле его картин, которые отличаются грандиозностью по размерам, замыслу, сроку и мастерству исполнения.