Кельтские бритты, населявшие территорию современной Великобритании много веков назад, использовали реку Темзу как важный торговый путь и источник пресной воды. Эта могучая река служила им не только для транспортировки товаров, но и для рыболовства и снабжения водой.
Бритты строили поселения у берегов Темзы, где развивали ремесла, торговали с соседними племенами и обменивались товарами. Также они использовали реку для перемещения своих воинских отрядов в случае необходимости обороны или нападения на соседние племена.
Река Темза имела и религиозное значение для кельтов, они считали ее священной и проводили обряды на её берегах. Кельты верили, что река Темза обладает целительной силой и дарит им здоровье и процветание.
Таким образом, река Темза была не только средством жизнеобеспечения для кельтских бриттов, но и важным элементом их культуры, игравшим значительную роль в их повседневной жизни и верованиях.
[ad_1]
Реки часто служат спасательным кругом для людей, живущих рядом с ними. Они служат ценным природным ресурсом, средством передвижения и местом для ритуальных практик. В Британии железного века река Темза выполняла все три функции как для римлян, так и для кельтских народов, которые ее использовали. Использование Темзы римлянами хорошо известно: они использовали ее как инструмент для развития своих крупных поселений в Лондиниуме, Колчестере, Веруламиуме и т.д. Однако использование Темзы бриттами обсуждается не так широко. Для них река была неотъемлемой частью повседневной жизни и религиозной практики.
Кем были кельтские бритты?
Рисунок Боадицеи, томящей британцев, История Англии в трех томах, 1860 г., Источник: Wikimedia Commons
Выражение “кельтские бритты” относится к людям, жившим в Британии в железном веке, которые были похожи в языковом и культурном отношении на кельтские народы, жившие на континенте. Современные ученые спорят о том, следует ли классифицировать бриттов как кельтов и мигрировали ли туда континентальные кельты, но общее мнение остается неизменным: это был кельтский народ. Среди более широкой культуры кельтов-британцев был ряд племенных общин. Среди них были ицены, тринованты, бриганты, дуротриги, катувеллауни и другие. Ицены и тринованты прославились своей ролью в восстании, возглавленном королевой-воительницей Боудикой, против римлян, оккупировавших Британию в I веке н.э. Некоторые из этих племен, в частности тринованты, жили общинами прямо вдоль Темзы.
Дебаты о реке Темзе
Модель римского порта на реке Темзе, Источник: Pla.co.uk
И кельтские бритты, и римляне, заселявшие Британию, использовали Темзу как жизненно важный ресурс. Во времена железного века Темза была медленнее, шире и намного мельче, чем сейчас. Несмотря на то, что Темза служила полезным инструментом для развития римской Британии, торговые маршруты между Британией и континентом, которые использовали Темзу, были созданы за много веков до римской оккупации. Некоторые прибрежные племена северной Галлии уже имели прочные торговые отношения с народами, населявшими южное побережье Британии, которые сложились еще до вмешательства римлян в дела Британии. С образованием римской Британии юго-восточные бритты столкнулись с непривычной для них капиталистической, основанной на деньгах экономикой, в основе которой лежала собственность на землю и городское строительство.
Хотя в Темзе было найдено множество кельтских предметов, было найдено и множество римских артефактов; их было так много, что некоторые археологи и историки предположили, что на полпути через мост находилось святилище, куда люди могли бросать монеты и подношения на удачу или для безопасного прохода. Темза была очень привлекательным ресурсом для римлян. Она позволяла им импортировать товары с континента и доставлять свои войска вглубь страны на кораблях, а также экспортировать местную продукцию и рабов.
Мы не знаем точно, насколько “спорной” была Темза между кельтскими племенами, или насколько спорной она была между бриттами и римлянами. Обе группы, безусловно, ценили ее, и есть достаточно свидетельств того, что они обе почитали ее. Возможно, у разных племен были разные или даже противоречивые представления об этом месте, но, похоже, существовало общее понимание Темзы как священного пространства.
Роль рек в кельтской мифологии
Всадники сидхе, Джон Дункан, 1911 г., Источник: artuk.org
По кельтским поверьям, природные воды – источники, реки, озера и т. д. – обладали духами, которые должны были быть признаны и взращены. Темза не была исключением. Коренные бритты называли реку “Тамеза” или “Тамезис” от кельтского слова “tam”, означающего “гладкий” или “широкий”. Римляне переняли это название, переведя его как Thamesis. Река считалась живым существом, важным членом общины и жизненной силой земли. Другие природные источники воды, по-видимому, рассматривались в кельтской культуре аналогичным образом. Археологи определили, что озера были невероятно важным ресурсом из-за количества найденных в них предметов. Предполагается, что эти предметы были помещены в воду в рамках ритуала.
Жертвоприношения рекам и озерам считались необходимыми для умиротворения духов и обеспечения благополучия окружающих земель. Считалось также, что вода обозначает переходное пространство между земным и потусторонним миром, и, возможно, поэтому она была столь популярным местом ритуальных жертвоприношений в железном веке и ранее. Кельты верили в “сидх”, или точку на полпути между этим миром и следующим. Вода могла служить точкой доступа к Сидху, что может объяснить количество вотивных предметов, помещенных в водные пространства – например, монет и небольших статуэток, – а также тот факт, что кельтские народы, по-видимому, “хоронили” в этих пространствах и некоторых своих умерших.
Ритуальные отложения в Темзе
Шлем Ватерлоо, ок. 150-50 гг. до н. э., мост Ватерлоо, река Темза, источник: Британский музей
Некоторые из самых известных образцов кельтских металлических изделий железного века были найдены в реке Темзе. Эти предметы – в первую очередь шлем Ватерлоо, щит Баттерси и щит Вандсворта Босс – имеют военный характер и, возможно, использовались до того, как попали в реку. Однако маловероятно, что эти предметы использовались в бою. Например, шлем Ватерлоо слишком тонкий, чтобы его можно было использовать на поле боя.
Вероятно, эти предметы носили только церемониальный характер или использовались в качестве парадного снаряжения, что делает их пригодными для опускания в реку в рамках ритуального почитания. Характер таких предметов позволяет предположить, что они были выбраны либо потому, что были столь изысканными и, следовательно, могли умиротворить речного бога Тамезиса, либо как часть своеобразного “погребения” воина, который их носил.
Не все предметы, которые попадали в Темзу, были частью ритуальной практики. Многие города, развивавшиеся вдоль Темзы, такие как Лондиниум, были оживленными, поэтому на реке часто происходило движение либо кораблей, либо людей, переходящих по мостам. Случайная потеря предметов в процессе регулирования течения и поднятия берегов могла быть одним из факторов, способствующих этому, равно как и случайные потери от прохожих.
Подавляющее большинство предметов, найденных в Темзе, – это небольшие вещи, которые могли носить на себе, поэтому можно предположить, что многие из них могли быть просто случайно обронены. Однако такие предметы, как военное парадное снаряжение, подтверждают, что некоторые артефакты были намеренно помещены в Темзу.
Хоронили ли кельты своих мертвых в Темзе?
Серия черепов с Риппл-роуд, Баркинг, река Темза, источник: Музей естественной истории, Лондон
Существует также достаточно свидетельств в пользу того, что кельтские бритты “хоронили” своих умерших в Темзе. Водные захоронения как практика археологически невидимы. Из-за воздействия постоянно движущейся воды на окружающую среду в течение длительного периода времени погребение в воде не могло быть осуществлено в традиционном смысле. В железном веке наиболее популярными формами захоронения элитных членов общества были кремация, ингумация или земное погребение. Официальные земные захоронения включали в себя несколько личных артефактов, которые находились рядом с телом и принадлежали им. Погребение в воде нарушает эту практику, поскольку нет возможности гарантировать, что личные артефакты человека останутся рядом с его телом после того, как оно попадет в реку.
Водное погребение, возможно, больше подходило для более простых членов общества. Экскарнация, или удаление плоти и/или органов из тела умершего перед погребением, была практикой, часто предназначенной для тех, у кого не было столько земного имущества, чтобы быть похороненным. Эта практика также позволяла “перерабатывать” тело; в кельтской погребальной практике тела могли циркулировать и рассматриваться как культурные ресурсы, связывающие предков с живыми. Вода могла способствовать процессу воплощения, поскольку движение воды могло ускорить отделение тела. Сохранилось не так много неповрежденных скелетов из речных захоронений, но огромное количество человеческих останков, найденных в Темзе, говорит о том, что такая форма захоронения абсолютно точно имела место.
В чем смысл захоронения в воде?
Вандсвортский щит-босс, ок. 350-150 гг. н.э., Вандсворт, река Темза, Источник: Британский музей
Вопрос остается открытым: Почему стоит выбрать водное погребение? Во-первых, как уже говорилось, водное погребение подходило тем, у кого было не так много земных вещей, которые могли бы украсить их могилу. Хотя это не обязательно так же формально, как ингумация, простое сплавление тела покойного по реке все же может быть ритуальной погребальной практикой, включающей отправку оружия или снаряжения по реке вместе с ним. Естественное воплощение, достигаемое путем помещения тела в реку, также служило общему благу. Курируемые человеческие останки использовались для того, чтобы держать в узде любые злые силы и предотвратить угрозу для поселения из-за подъема уровня воды. Возможно, многие из тех, кто получил водное погребение в Темзе, были воинами, не обязательно представителями элиты, но людьми, которых почитали за их вклад. Их останки могли восприниматься как достойная жертва, чтобы обеспечить процветание и успех для окружающих земель.
Другая причина захоронения в воде может быть связана с той ролью, которую реки и другие небольшие водоемы играли в религиозных верованиях кельтов. Как уже говорилось, кельты могли рассматривать воду как переходное пространство. Вода ценилась за свою чистоту и лечебные, преобразующие свойства. Вода могла очищать и исцелять как землю, так и людей. Все эти качества делали ее подходящей средой для ритуальных практик и облегчения доступа к божественному. Так же как вода могла использоваться живыми для транспортировки людей и материальных благ, она могла использоваться мертвыми для переноса их в потусторонний мир.
Железный наконечник копья, ок. 200-50 гг. до н. э., река Темза, источник: Британский музей
Наконец, из-за важности окружающей среды и ландшафта в кельтских верованиях и космологии некоторые, возможно, желали быть похороненными в реке из-за связи с землей. Кельтские народы изначально были мигрирующими, и многие из них, возможно, не имели такого понятия о собственности на землю, как их римские соседи. Однако они верили, что земля и все ее реки, ручьи, озера и т. д. являются основой многих их общин. Каждый аспект природного мира обладал духом, который жил рядом с его обитателями. Похоронить человека в реке означало признать роль окружающей среды в поддержании этого аспекта сообщества. Река Темза была источником жизненной силы для многих кельтских общин, живших в Британии железного века, и погребение в воде и другие практики почитания реки могли рассматриваться просто как благодарность.
Библиография
Garrow, D. and Gosden, C. (2012). Технологии очарования?: Изучение кельтского искусства 400 г. до н. э. – 100 г. н. э. Oxford University Press.
Harding, D.W. (2007). Археология кельтского искусства. Taylor & Francis.
Harding, D.W. (2016). Death and Burial in Iron Age Britain. Oxford University Press.
Maiklem, L. (2019). Mudlark: In Search of London’s Past Along the River Thames. Liveright Publishing Co.
Merrifield, R. and Hall, J. In its depths, what treasures. In J. Clark et. al (Ed.), Londinium and Beyond: Essays on Roman London and its Hinterland for Harvey Sheldon (pp. 121-127). Совет по британской археологии.
Pennick, N. (1996). Кельтские священные ландшафты. Thames and Hudson.
Ray, C. (2014). Происхождение святых колодцев Ирландии. Archaeopress.
Вебстер, Г. (1995). Кельтские бритты под властью Рима. In M. Green (Ed.), The Celtic World (pp. 623-635). Routledge.
[ad_2]