[ad_1]
На дворе стоял 1066 год. Этот год положит конец господству англосаксов на их острове. На смену им придут норманны под предводительством молодого Вильгельма Нормандского, ласково известного как Вильгельм Ублюдок. Все знают о битве при Гастингсе. Однако мало внимания уделяется другой битве, которая произошла в том же году на севере. Это была, конечно же, битва при Стэмфорд-Бридж; король Норвегии Харальд Хадрада (Харальд Сигурдссон) приехал, чтобы заявить о своих притязаниях на английский трон.
Харальд Хадрада: Первые бои, первые полеты
Харальд родился в 1015 году в семье вождя горных норвежцев по имени Сигурд Стыр и прожил бурную и жестокую жизнь. Первое боевое столкновение Харальда произошло в битве при Стиклестаде в 1030 году. Став номинальным правителем Норвегии в 1015 году, сводный брат Харальда Олаф Харальдссон предпринял тщетную попытку отвоевать норвежскую корону у Кнута Великого, который захватил ее в 1029 году.
Вместе со своим сводным братом и примерно 600 воинами Олаф встретился с войсками Кнута 29 июля 1030 года. Результатом стала гибель Олафа Харальдссона на поле боя и полное поражение его войск. Харальд Сигурдссон, получив тяжелое ранение, был вынужден бежать. Так началась его славная карьера. Этот инцидент – не только первый боевой опыт Харальда, в котором ему посчастливилось спастись живым, но и предчувствие будущей политической и династической борьбы, которая так характерна для его жизни.
Харальд смог найти передышку от тяжелых ран в доме благотворительного крестьянина, который помог ему, не зная, кто он такой. После выздоровления Харальд с группой спутников отправился на восток, в Швецию. На следующий год, в 1031 году, Харальд и компания отправились из Швеции на корабле в Киевскую Русь. По прибытии в Киевскую Русь Хеймскрингла штаты, “Король Ярислейф оказал Харальду и Рагнвальду любезный прием и сделал Харальда и Эллифа, сына ярла Рагнвальда, начальниками над сухопутными оборонительными людьми короля”. Так началась карьера Харальда как наемника.
В суде мудрецов
Представив себя и своих спутников князю Ярославу Мудрому, он поступил на службу ко двору Руси. То, что Харальд и его люди были приняты при дворе, было не так уж странно, учитывая, что Ярослав ранее помог укрыться изгнанному Олафу Харальдссону. При дворе уже присутствовал сын Олафа Харальдссона, Магнус Добрый.
Эти два норвежских гостя позволили Ярославу получить большую свободу действий в Польше, так как Кнут Великий не хотел вмешиваться со своей базы в Дании из-за угрозы его владениям в Норвегии со стороны потенциальных преемников Олафа Харальдссона. Однако Кнут и Польша были не единственными угрозами для Ярослава: на юге находились кочевники-печенеги, основной деятельностью которых были набеги на территорию Руси.
Из-за этих угроз и недостаточного количества войск Ярослав и его предшественники в значительной степени полагались на использование иностранных наемников. Из-за северного расположения владений Ярослава эти иностранцы в основном состояли из скандинавских наемников. Харальд, безусловно, подходил для этого на данный момент.
Ярослав воспользовался смертью польского короля Болеслава Храброго в 1025 году, чтобы двинуться на спорные Червенские города против войск сына Болеслава – Мешко. Именно в этом конфликте, как утверждает историк Мацей Любик, Харальд и его люди сражались в качестве наемников на стороне русского князя. В конце концов, Русь одержала победу, захватив Червенские города и разграбив и спалив большую часть Польши. Прослужив еще несколько лет у Ярослава, Харальд собрал “большую свиту людей с ним; и пошел он в Константинополь”.
Варяжский путь
Прибыв в 1034/35 году, Харальд перешел на службу к императору Михаилу IV и стал частью варяжской гвардии императора. Варяжская гвардия берет свое начало в X веке и была ценным ядром византийской армии. Здесь они выступали не только в качестве верных и надежных телохранителей византийских императоров, но и как ценные ударные войска, на которые можно было положиться. Конечно, эта преданность была куплена, ведь они никогда не были больше чем наемниками. Их состав в основном характеризуется как скандинавский, но славяне, саксы, а позднее и англосаксы также пополняли их ряды.
Именно к этой организации присоединился Харальд. Он начал свою службу в варягах, отправившись сначала на греческие острова в Эгейском море, чтобы сражаться с сарацинскими корсарами. Поэт Тьодольв Арнорссон изображает Харальда участвовавшим в 18 крупных сражениях и покорившим 80 арабских крепостей. Харальд также принимал участие во вторжении, возглавляемом знаменитым Георгием Маниасом при содействии норманнских наемников, таких как Вильгельм Железная Рука, в попытке отвоевать Сицилийский эмират из рук мусульман в 1003 году.
Позже, в 1041 году, Харальд будет сражаться с теми же норманнами, возглавившими восстание в Южной Италии, которое в итоге вытеснило византийцев с полуострова. Затем его вместе с варягами отправили подавлять восстание болгар под предводительством некоего Петра Деляна в 1040 году. За свою службу Харальд был удостоен титула манглавитов, что позволило ему стать частью дворцовой гвардии.
The Хеймскрингла даже утверждает, что Харальд отправился в экспедицию в Палестину, “Харальд отправился со своими людьми в землю Иерусалима и затем до самого города Иерусалима, и куда бы он ни пришел в этой земле, все города и крепости были отданы ему”. Однако, как говорится, всему хорошему приходит конец.
Византийские интриги
После смерти Михаила IV в 1041 году императрица Зоя снова вышла замуж за человека по имени Константин Мономах. Вскоре после этого Харальд был брошен в тюрьму императором Константином IX по обвинению в растрате. Харальд пробыл в тюрьме недолго, пока в 1042 году дворцовый бунт не привел не только к его освобождению, но и к тому, что император Константин был схвачен и ослеплен. Сайт Хеймскрингла штаты, “Люди сразу же вооружились и отправились туда, где спал император. Они взяли императора в плен и выкололи ему оба глаза… рассказывают, что Харальд сам ослепил греческого императора…” Однако точно неизвестно, какова была роль Харальда во всем этом деле. Независимо от вины, Харальд и его люди покидают Византию, избежав заключения в 1043/44 году, и возвращаются в Киевскую Русь.
Идти двумя путями
Харальд Сигурдссон оставался при дворе князя Ярослава до 1044/45 года. Он жил здесь с доходами от почти десятилетней военной службы у византийцев, которые были отправлены на хранение русскому князю. Весной 1045 года Харальду разрешили жениться на дочери Ярослава Эллисиве. Летом того же года он и его люди начнут путешествие в Норвегию и высадятся в Сигтуне, Швеция, тем же летом. Харальд Сигурдссон был твердо намерен претендовать на норвежский престол.
Магнус Олафссон был незаконнорожденным сыном Олафа Харальдссона и проживал при дворе князя Ярослава после смерти отца в битве при Стиклестаде в 1030 году. В 1035 году, когда его дядя Харальд Сигурдссон отправился в Константинополь на службу к варягам, он вернулся в Норвегию. Здесь преемник короля Кнута, Хаартукнут, правил Англией и Данией. Хаартукнут признал суверенитет Магнуса над Норвегией. После смерти Хаартукнута в 1042 году Магнус стал правителем Дании и назначил своим наместником Свейна Эстридссона, который вскоре был сослан за то, что бросил вызов правлению Магнуса.
В 1045 году Харальд Сигурдссон возвращается с востока и претендует на норвежский престол. В Сигтуне (Швеция) Харальд встретился с изгнанным Свейном Эстридссоном, и они вместе со шведским королем Анундом Якобом заключили союз. После периода набегов коалиции и страха потерять все свое королевство, Магнус решил примириться со своим дядей в 1046 году. Они стали совместными правителями, причем Харальд правил из Норвегии, отдавая Магнусу часть своих богатств. Это привело к тому, что он рассорился со своим бывшим соотечественником Свейном, что имело для Харальда далеко идущие последствия.
В 1047 году Магнус Добрый умер, оставив норвежский трон только Харальду Сигурдссону. Однако датский престол унаследовал Свейн Эстридссон. Это невезение Харальда привело к многолетнему конфликту между ними, в ходе которого Харальд попытался захватить датский трон. Эта война продолжалась с 1047 по 64 год, и Харальд получил прозвище Харальд Хардрада (Суровый правитель) за свои жестокие методы подчинения подчиненных.
Однако из этого ничего не вышло. К 1064 году Харальд Хардрада был вынужден заключить мир со Свейном Эстридссоном. Заключительный этап жизни Харальда Хардрады начался в 1066 году, когда английский король Эдуард Исповедник умер бездетным.
Один из многих королей
В результате смерти Эдуарда возникла проблема, кто должен стать преемником английского короля. Гарольд Годвинсон сделал первый ход и добился избрания и коронации себя в качестве английского короля. Этому противостояли на двух фронтах. На юге – герцог Нормандии Вильгельм Бастард, а на севере – Харальд Хардрада. Харальд считал, что через свои притязания на Данию (все еще удерживаемую Свейном Эстридссоном) он также претендует на английский трон. Он решил реализовать это притязание.
Среди английской знати некоторые были не слишком довольны новым правителем Гарольдом Годвинсоном, в том числе родной брат короля Тостиг, изгнанный с поста графа Нортумбрии. Тостиг отправился к Хардраду и заключил с ним союз. В этом Харальд увидел возможность занять английский трон. Заключив союз, в сентябре того же года они отправились в путь на более чем 300 кораблях, пройдя через Шетландские и Оркнейские острова, пока не высадились в Нортумбрии, пройдя через Хамбер.
Здесь они столкнулись с войсками графов Эдвина и Моркара, которые, опасаясь, что южные войска не успеют подойти вовремя, решили напасть на северных захватчиков 20 сентября. Это оказалось неудачным выбором, так как оба были разбиты войсками Харальда и Тостига в битве при Фулфорде.
Вместо того чтобы занять Йорк, расположенный всего в миле от Фулфорда, они решили разбить свой лагерь у Стэмфорд-Бриджа, который перекинулся через реку Дервент. Услышав о событиях на севере, король Гарольд Годвинсон со своей армией хаусекаров, насчитывавшей несколько тысяч человек, отправился на север, набирая по пути рекрутов.
Гарольд Годвинсон совершил молниеносный форсированный марш с юга Англии до места, где стояли лагерем Харальд и Тостиг, всего за четыре дня – расстояние в 185 миль. Немного отдохнув в Тадкастере, Годвинсон услышал новость о том, что норвежские воины находятся неподалеку, и, чтобы добиться элемента неожиданности, двинул свои войска вперед к Стамфорд-Бриджу. Они прибыли на рассвете 25 сентября.
Харальд Хадрада: последний викинг
Это быстрое перемещение англосаксонского войска застало Харальда и Тостига врасплох. Часть войск Харальда попыталась задержать англичан на западном берегу реки, чтобы дать норвежцам время вооружиться и сформировать боевые порядки. Их быстро оттеснили назад, и только благодаря усилиям одинокого норвежского воина, который, опираясь на массивный топор, держался на мосту, пока не был сбит копьем в пах, норвежцы смогли сформировать свои ряды.
Норсмены выстроили против своих врагов традиционную стену из щитов, на которую бросились наступающие англичане. Бой продолжался весь день, но все было безрезультатно. В разгар битвы был сражен король Норвегии Харальд Сигурдссон: “Королю Харальду Сигурдссону стрела попала в дыхательное горло, и это была его смертельная рана”.
После смерти Харальда Гарольд Годвинсон предложил Тостигу мирные переговоры, но норвежцы отвергли это предложение. Тостиг вскоре сошел в могилу вместе с Харальдом, а стена щитов норвежцев распалась, многие были перебиты наступающими англичанами или утонули в реке. Остальные были загнаны обратно на свои корабли. Годвинсон оказал милость тем, кто попал в плен, и разрешил им вернуться домой. Правда, таких было немного – из 300 прибывших судов лишь две дюжины добрались до дома.
В конце концов Харальд Хардрада отомстит. Почти сразу после завершения битвы при Стамфорд-Бридж Гарольд Годвинсон вынужден был развернуть свои войска, чтобы встретить нашествие Вильгельма Бастарда и его норманнов. В битве при Гастингсе 25 октября 1066 года англосаксонское владычество в Англии закончится со смертью короля Гарольда в бою. Герцог Вильгельм Бастард станет королем Вильгельмом Завоевателем, и можно предположить, что он может поблагодарить Харальда Хардрада за то, что тот смягчил английские войска перед его приходом.
Пройдя путь от политического изгнанника до командира наемников в Киевской Руси и Византии и став королем Норвегии, Харальд прожил жизнь, пригодную для саг, и, вероятно, именно поэтому для него написали одну из них. На протяжении всей своей жизни Харальд принимал участие в политических и военных делах тех людей, которые были рядом с ним. Это объяснялось не только его родословной как одного из наследников короля Олафа Харальдссона, но и его военными способностями и востребованностью этих качеств. Однако истинное его наследие связано с тем, что он был “последним викингом”, когда-либо пытавшимся вторгнуться в Англию.
[ad_2]