[ad_1]
Легендарный американский фотограф Нэн Голдин никогда не пыталась вписаться в мейнстрим общества. Она создала свою семью, свои способы самовыражения и свои произведения искусства, невзирая на внешние требования. Спустя десятилетия ее уникальное эстетическое видение повлияло на целые поколения фотографов и произвело революцию в визуальном языке. Вот что делает Нэн Голдин первопроходцем в мире современной фотографии.
Нэн Голдин: вуайер, превратившийся в участника
Твистинг на вечеринке в честь моего дня рождения, Нью-Йорк, Нэн Голдин, 1980. Источник: MOCA, Лос-Анджелес
Уникальный художественный стиль Нан Голдин, несомненно, сформировался в ее непростые ранние годы. Она росла младшим ребенком в респектабельной еврейской семье из Массачусетса. В этой обстановке она никогда не чувствовала себя комфортно в рамках и ограничениях, налагаемых на нее внешним миром. Переломным моментом стало самоубийство ее старшей сестры Барбары, которую Голдин обожала. После нескольких лет, проведенных в психиатрических клиниках с признаками гомосексуальности, Барбара решила лечь на рельсы пригородного поезда. Их родители так ничего и не объяснили детям, однако правда была налицо. Именно тогда Нэн поняла, что ей нужно найти способ держать своих близких рядом с собой, будь то в жизни или в смерти. Фотография стала идеальным средством для этого.
Вскоре после трагедии будущий художник сбежал из дома. Голдин начала продавать наркотики в возрасте тринадцати лет. К концу подросткового возраста она сильно пристрастилась к героину. Она жила с друзьями, училась в хиппи-школе с бесплатной программой обучения и постепенно собирала вокруг себя группы творческих единомышленников. Они были такими же изгоями, как и она, не в ладах с нормальным миром.
Нан Голдинг протестует. Источник: Frieze
С самых первых фотографических экспериментов она стремилась запечатлеть красоту найденной ею семьи, их характеры и общие моменты. Среди ее друзей были наркоманы, бездомные художники, драг-перформеры и безработные актеры. Все эти люди часто появлялись в работах других фотографов, которые стремились запечатлеть разврат молодежи, ненормативный образ жизни или необычные предпочтения, по сути, противопоставляя этих маргиналов нормальному миру.
Нэн Голдин с самого начала отличалась от других – она никогда не была вуайеристкой-оператором, приглашенной на чью-то вечеринку. Она была если не хозяином, то уж точно желанным гостем. Самая убедительная часть ее творчества – глубокая любовь и взаимное уважение между Голдин и ее моделями, которые всегда видны в ее работах.
Ее образ жизни определяет ее методы
Беа, Айви и Сьюзан в углу, “Другая сторона”, Бостон, 1972, автор Нэн Голдин, 1972. Источник: Галерея Мэриан Гудман
Несмотря на то, что Нэн Голдин получила формальное художественное образование, которое появилось значительно позже начала ее художественной практики, она никогда не позволяла теории мешать ее видению процесса. Творчество Голдин вытекало из ее образа жизни и потребностей, как и ее фотографический стиль и художественные методы.
Одним из признаков эмоциональной вовлеченности Голдин в ее работы является использование света. Все работы
до конца 1980-х годов отличались искусственным освещением или полным его отсутствием и всегда снимались в ночное время. Эта концепция была далека от сознательного художественного решения – образ жизни Нан Голдин просто не позволял ей видеть дневной свет. Для многих ее друзей, особенно драг-куинов, выходить на улицу днем было слишком опасно. Вся эта богемная суррогатная семья жила, веселилась и писала свою историю по ночам.
Перемены пришли в жизнь Голдин после реабилитации. Вылечиваясь от героиновой зависимости, Голдин в прямом и переносном смысле увидела свет дня и была заворожена его разновидностями и полутонами. Проведя почти всю свою сознательную жизнь в темноте, она даже не представляла, насколько сложным может быть солнечный свет. Реабилитация принесла не просто избавление от зависимости, а новые художественные методы и возможности.
Она применяет свою теорию на практике
Печенье у гроба Витторио, Нью-Йорк, 16 сентября, Нэн Голдин, 1989. Источник: Фотомузей Винтертура
Выйдя из реабилитационного центра, Голдин столкнулась с миром, который был еще более враждебным, чем предыдущий. В конце 1980-х годов разразился кризис СПИДа, который к 2022 году унесет жизни более 40 миллионов человек. Художница и ее избранная семья с их безудержным употреблением наркотиков и незащищенным сексом оказались в числе главных мишеней болезни. За несколько лет Нэн Голдин потеряла столько друзей, что сама чувствовала себя виноватой после отрицательного теста. Те же самые друзья, которые танцевали, веселились и смеялись на ее старых фотографиях, теперь лежали больные в больницах или были одеты для похорон, украшенные цветами и окруженные плачущими выжившими. Эти снимки создали мощное и душераздирающее повествование, выходящее за рамки личного горя. Это был также отрезвляющий взгляд на безразличие власть имущих, которые не сделали ничего, чтобы спасти их жизни.
Активизм Голдин выходит далеко за рамки художественных средств. Она является основателем активистской группы P.A.I.N. – Prescription Addiction Intervention Now, которая требует от мировых фармацевтических компаний взять на себя ответственность за продолжающийся опиоидный кризис. Согласно независимым исследованиям, у миллионов людей развивается зависимость от прописанных им обезболивающих, в то время как компании отказываются делиться информацией о возможных рисках и побочных эффектах своих препаратов. На данный момент самое большое достижение P.A.I.N. – заставить несколько культурных учреждений разорвать все финансовые связи с династией Саклеров, производителем и распространителем одного из самых вызывающих зависимость препаратов на рынке.
Нэн Голдин превратила свою жизнь в искусство
Трикси на раскладушке, Нью-Йорк, Нан Голдин, 1979. Источник: Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Концепция превращения своей жизни в произведение искусства весьма романтична. Это понятие часто встречается в биографиях коллекционеров искусства и светских львиц, которые погружались в роскошь, окруженные самыми дорогими предметами, самыми модными художниками и самыми скандальными знаменитостями. Они идеализировали свой образ жизни, наполненный шампанским и икрой, в литературе и живописи, создавая повествования, вызывающие зависть благодаря рассказам о роскоши, избытке и свободе.
В своих работах Нэн Голдин, по сути, делала то же самое. С той лишь разницей, что ее жизнь была далека от гламурных фантазий о привилегированности. Тем не менее, она решила, что ее жизнь тоже стоит задокументировать. Такой подход вызвал немало опасений в респектабельном мире искусства, который обвинил Голдин в пропаганде употребления наркотиков и саморазрушительного образа жизни. Она пережила несколько нападений на публике и многочисленные инциденты с разъяренными посетителями, пытавшимися уничтожить ее работы. Нападавшие в основном были мужчинами. Художница считает, что причиной бурного возмущения стал сексизм, присущий миру фотографии. Как и во многих других прогрессивных сферах искусства в 1980-х годах, в мире фотографии доминировали почти исключительно мужчины, которые едва терпели талантливых женщин. Фотографический отчет Голдин о своей жизни стал долгожданной альтернативой вездесущему мужскому взгляду.
С годами влияние Нан Голдин достигло поразительных высот. Поколения молодых фотографов переняли ее сырой, бескомпромиссный стиль, чтобы рассказать свои собственные истории, а такие великие мастера, как Юрген Теллер и Вольфганг Тильманс, называли ее главным влиянием на свое творчество.
Аутсайдер, ставший лидером: История успеха и сомнительные связи
Автопортрет в кимоно с Брайаном, Нью-Йорк, Нан Голдин, 1983. Источник: Metal Magazine
По иронии судьбы, ее эстетика моментальных снимков и необработанные изображения попали в массовую культуру. Их популярность отражается в модных кампаниях и фотосессиях знаменитостей. Однако Голдин это вряд ли забавляет. Она совершенно равнодушна к поп-культуре, но не в снобистской манере. В основных средствах массовой информации никогда не было места для таких людей, как Нэн Голдин, и она очень осторожна, доверяя свои чувства и послания широкой публике. Большая популярность приводит к большой ошибке в интерпретации, и для такого художника, как Голдин, правильное понимание ее послания имеет решающее значение. Ежедневно вокруг ее творчества выдвигается множество домыслов и теорий, и Голдин находит некоторые из них глубоко оскорбительными.
Некоторые поклонники творчества Голдин считают, что фотограф сформировал современную эстетику обычного поста в Instagram с его стилем моментального снимка, кажущейся честностью повествования и использованием музыки и поэзии в качестве подписей. Некоторые даже связывают формат “Баллады о сексуальной зависимости” – революционной работы Голдин в форме визуального дневника – с современным чрезмерным обменом информацией в социальных сетях и фальшивой интимностью, создаваемой в своей ленте. Если вы согласны с этими тезисами, вы имеете на это полное право, но, пожалуйста, никогда не говорите этого в лицо Нэн Голдин.
Нэн Голдин страстно ненавидит социальные сети
Ава крутится, Нью-Йорк, Нан Голдин, 2007. Источник: Галерея Sprovieri
Голдин чувствует себя неуютно в окружении вездесущих социальных сетей. По ее мнению, мир перенасыщен изображениями, которые по большей части пусты и бессмысленны, поэтому сила визуальной коммуникации слишком сильно разбавлена. У нее есть аккаунт в Instagram, который она использует в основном для того, чтобы делиться фотографиями своих новых татуировок и старыми фотографиями из своей частной коллекции.
По мнению художницы, чрезмерное и ненужное количество изображений размыло грань между фотографиями жизни и реальной жизнью. Больше всего ее беспокоит утрата способности смотреть и видеть – не поверхностно, а так, чтобы публика могла оценить качества и причины существования художественных образов. В этом смысле неизмеримая популярность Нэн Голдин и чудовищное количество перепостов ее работ кажутся несколько ироничными и интригующими.
[ad_2]