[ad_1]
30 апреля 1945 года, когда армии Советов находились всего в десятках метров от рейхсканцелярии, где располагался его бункер, Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством. На шесть долгих лет его действия ввергли мир в самый мрачный час, в конфликт, в котором погибнут почти 80 миллионов человек.
Для нацистов он был любимым лидером почти мифического масштаба, божественным инструментом, посланным вести Германию в новую эпоху. Для своих врагов он был карикатурой зла и ненавистным злодеем.
Когда сообщения о его смерти достигли ушей и глаз всего мира, они вызвали множество различных реакций.
Чуть больше недели спустя Германия капитулировала, что, в свою очередь, породило страх и неуверенность с одной стороны и ликование – с другой.
Реакция на смерть Гитлера: Япония
Будучи главным союзником Германии на Востоке, Германия и Япония имели взаимный интерес и совпадали в социальных идеологиях. Большое значение для японской идеологической системы, существовавшей в то время, имела идея борьбы насмерть. Немцы провозгласили эту идею в себе и в эпоху нацизма. Гитлер приказывал своим солдатам сражаться и умирать, а не сдаваться в плен, и это, безусловно, было реальным во многих ситуациях, особенно среди членов Ваффен-СС – вооруженного крыла нацистской партии, – которые особенно ревностно придерживались идеи смерти перед бесчестьем.
11 декабря 1941 года Италия, Германия и Япония подписали соглашение “о не капитуляции”. Насколько каждая из стран была готова обеспечить его выполнение, вопрос спорный. Хотя соглашение было подписано в основном из пропагандистских соображений, Гитлер, безусловно, был готов придерживаться буквы его содержания, даже если высшие эшелоны нацистского правительства решили иначе. Что касается японцев, то сильная культурная вера в то, что лучше умереть, чем сдаться, была чрезвычайно распространена в японском правительстве.
Японцы, естественно, были разочарованы известием о смерти Гитлера. Однако их больше волновало, как отреагирует Германия. После краха фашистского режима в Италии итальянские фашисты образовали государство-румп и продолжали бороться дальше, и японцы надеялись, что Германия поступит так же.
Поэтому, когда 8 мая Германия капитулировала, японцы были сильно возмущены. Они заявили официальный протест немецкому посольству в Токио и посадили его послов под домашний арест, который продлился до сентября, когда прибыли войска США, и Япония капитулировала.
Советы
Советский народ понес больше потерь, чем любая другая страна во время Второй мировой войны. Погибло около 27 миллионов советских граждан. Четверть всего населения СССР была либо убита, либо ранена во время конфликта.
Поэтому, когда весть о смерти Адольфа Гитлера дошла до советских людей, они ожидаемо ликовали. Ни у одной страны не было больше поводов для радости.
30 апреля, спустя всего несколько часов после того, как Гитлер застрелился, начальник генерального штаба немецкой армии Ганс Кребс сообщил советскому генералу Василию Чуйкову о кончине фюрера. Затем Чуйков сообщил об этом русскому фельдмаршалу Георгию Жукову, который позвонил на дачу, где находился Иосиф Сталин. Историк Энтони Бивор в своем бестселлере рассказывает. Берлин разговор, который произошел между Жуковым и Сталиным в ту ночь.
Сталин в это время спал, и Жуков настоял на том, чтобы его разбудили, так как новость была чрезвычайной важности. Реакция российского лидера была спокойной и на удивление безэмоциональной.
“Жаль, что мы не смогли взять его живым. А где труп Гитлера?” спросил Сталин. Жуков ответил, что Кребс сообщил ему, что тело сожжено.
Затем Сталин приказал: “Передай Соколовскому, что никаких переговоров, кроме безоговорочной капитуляции, ни с Кребсом, ни с кем-либо другим из гитлеровской своры. И не звони мне до утра, если нет ничего срочного. Я хочу немного отдохнуть перед парадом”.
Парад, о котором он говорил, был парадом в честь Дня трудящихся. На данный момент эту новость будут держать в секрете, по крайней мере до тех пор, пока не появятся новые доказательства. Сталин скептически отнесся к сообщениям о смерти Гитлера.
2 мая советские войска захватили рейхсканцелярию, а вместе с ней и то, что осталось от сожженного трупа Гитлера. В результате Советский Союз смог контролировать изложение информации о том, как умер Гитлер, и на протяжении десятилетий советских людей убеждали, что Гитлер покончил жизнь самоубийством с помощью яда – это считалось более трусливым способом умереть, чем застрелиться.
Советский народ, как и ожидалось, с ликованием встретил известие о смерти Гитлера. В конце концов, он был инженером смерти 27 миллионов советских людей, что можно считать самым большим геноцидом в истории.
Германия
Новость о смерти Гитлера начала распространяться очень скоро после того, как он покончил с собой. Слухи распространялись, как лесной пожар, по бункеру, а также по улицам и убежищам, где немецкие солдаты и гражданские укрывались от советского натиска. Случайные выстрелы раздавались с периодичностью, когда люди, особенно офицеры с мрачным будущим в руках Советов, лишали себя жизни. Многие из них делали это сразу же, как только узнавали новости.
Для тех, кто отрицал, веря, что каким-то чудесным образом Германия придет к окончательной победе, новость стала шоком. Для других, кто ясно видел надпись на стене, новость была встречена смесью облегчения, страха, безнадежности и поражения.
Важно отметить, что в этот момент немцы еще не до конца осознавали масштабы преступлений Гитлера и поэтому не воспринимали его с тем же отвращением, которое они испытают в последующие недели и месяцы. По мере того как в эфире появлялись кадры, а кампании, направленные на то, чтобы пристыдить немцев, становились все более явными, общее настроение немцев было таким, что они испытывали чувство вины, и не было другого выхода, кроме как благодарить за то, что Гитлер мертв.
Руководство рейхом перешло к адмиралу Карлу Дёницу, но он не сдался сразу. Он продолжал сражаться еще целую неделю после смерти Гитлера. Несмотря на потери, понесенные в последнем бою немецких войск, это решение позволило 1,8 миллионам немцев бежать на запад, чтобы избежать советской оккупации. Учитывая то, что немцы сделали Советам, это было прагматичное решение – спасти как можно больше немцев от советской мести. Они знали, что западные союзники отнесутся к ним лучше.
Западные союзники
Ожидаемо, что реакцией на смерть Гитлера в Британии и США (как главных западных союзников, продолжающих вести войну) было всеобщее ликование. Однако это не было большой неожиданностью. Средства массовой информации постоянно следили за происходящим, и общественность была прекрасно осведомлена о близости полного поражения Германии. Поэтому, когда было объявлено, что Гитлер мертв, некоторые газеты сообщили об этом очень спокойно и без удивления, аналогично реакции того, о чем они сообщали.
The New York Times отметила это событие в Палате общин Великобритании. Издание сообщало: “Здесь наблюдалось почти полное отсутствие волнения. Те, кто поверил докладу, казалось, приняли как само собой разумеющееся, что Гитлер умрет. Официальной реакции не было”. Конечно, это могло быть просто сообщением о стереотипной британской сдержанности.
Причиной отсутствия первоначального ажиотажа, возможно, стало время. Сообщения о смерти Гитлера поступали в газеты рано утром, когда газеты собирались печататься. Однако к тому времени, когда газеты выходили в печать в Соединенных Штатах, СМИ уже чувствовали себя более уверенно, делая гораздо более смелые заявления и заголовки в своих сообщениях.
Опасения по поводу правдивости новостей сменились ликованием, когда сообщения подтвердились. Однако настоящий праздник случился не из-за смерти Гитлера. Через неделю война закончилась, и по улицам крупных городов прошли парады – люди праздновали окончание многолетней борьбы.
Смерть Гитлера не была переломным моментом в войне. Все уже было решено, когда немцы потерпели неудачу под Сталинградом и Курском. Однако смерть Гитлера стала поворотным моментом в истории человечества. Она ознаменовала конец эпохи войн и геноцида в таких масштабах, каких человечество еще не знало.
По мере того как появлялись новости о том, что случилось с евреями, ненависть к Гитлеру только росла. Если не считать мелких посторонних элементов в человеческом обществе, смерть Гитлера рассматривается всем человечеством как благо.
[ad_2]