[ad_1]
В Средние века имя “викинги” вселяло страх в сердца тех, кто его слышал. Будучи грозными воинами, налетчиками, торговцами и поселенцами, норманны на протяжении сотен лет путешествовали далеко и широко. От берегов Скандинавии они отплывали к Британским островам, северной Франции, Багдаду и России по одну сторону Атлантики, а затем обращались на запад, к Исландии, Гренландии и Северной Америке. При упоминании викингов остается много заблуждений, но одно можно сказать точно: они были рождены для морских путешествий.
Первая вылазка за пределы Скандинавии: Набег на Британские острова
Набеги викингов изменили все в средневековой Европе. Они изменили политические и экономические ландшафты тех земель, которые они грабили или завоевывали. Эти набеги повлияли на создание торговых путей, а те, которыми пользовались викинги, “способствовали потоку монет, серебра и ограниченных товаров”. Основание норвежских поселений безвозвратно изменило политическую карту средневековой Европы. Набеги викингов также возродили желание создать сильное местное политическое руководство, чтобы дать отпор тем, кто пришел из-за моря грабить их берега.
Первые набеги начались на Балтийском море, откуда налетчики пробирались через современную Россию и Украину. Однако более печальную известность набеги викингов приобрели на Британских островах – одном из самых пострадавших мест в эпоху викингов. Уже в 750 году британские летописи сообщают о небольших набегах на эти берега. Первым значительным набегом стало нападение на ирландский монастырь Линдисфарн 8 июня 793 года. Налетчики расправились с монахами и разграбили монастырь. Набеги викингов официально начались в этом регионе.
После резни в Линдисфарне норвежское присутствие на Британских островах продолжалось в течение многих лет. Скандинавы поселились в Дублине и основали поселения как в Ирландии, так и в Уэльсе. Хотя местное руководство давало отпор, политическое влияние викингов на Британских островах продолжалось в течение нескольких столетий во время датского вторжения в IX веке и контроля Канута Великого над английской территорией в XI веке.
Норманны во Франции
Набеги викингов распространились на Францию, известную в это время как Франкия, и разграбили всю территорию королевства. После смерти императора Священной Римской империи Карла Великого ни один политический лидер не был достаточно силен, чтобы противостоять норвежцам, вторгшимся на его бывшую территорию.
Викинги неоднократно нападали на сам Париж. Регинхерус организовал осаду города в 845 году, а Ролло сделал то же самое в 885-886 годах. После осады Парижа Ролло продолжал свои набеги на сельскую местность, пока Карл III не отдал ему регион, который в итоге стал Нормандией, в обмен на мир в городе. Как и было обещано, в то время как набеги викингов продолжались во Франкии, Ролло защищал Париж после 911 года.
После приобретения Нормандии Ролло установил мирное правление, которое повлияло на правление его потомков. Ричард I и Ричард II были ненасильственными правителями, которые прожили долгую жизнь и правили в течение многих лет. Этот мир продлился до времен Вильгельма Завоевателя, который в конце концов переправится через Ла-Манш и навсегда изменит политический ландшафт Британии. Поскольку норвежская аристократия господствовала над французскими крестьянами, другие европейцы с тех пор называли жителей Нормандии норманнами.
Викинги Киевской Руси: От налетчиков до торговцев
Вопреки распространенному мнению, не все норвежцы были заинтересованы в набегах. Более того, не все скандинавы были викингами. Термин “викинг” может ассоциироваться только с теми, кто плавал по морям, совершая набеги на другие земли, а “викинг” означал отправление в набеги. Большинство скандинавов не были ни моряками, ни налетчиками. Многие из них были фермерами, кузнецами, ткачами, музыкантами и другими людьми. Тех, кто приезжал торговать, называли норсменами.
Норсмены – те, кто пересек море, чтобы торговать, а не грабить, – прибыли по восточным рекам в страну, которая еще не получила своего названия. На самом деле, название Россия произошло от Руса, или Киевской Руси, который заселил эти края, подобно норманнам, основавшим Дублин и заселившим часть Ирландии и Уэльса.
Как и все норвежские поселенцы, русы торговали со своими соседями. Находясь на полпути между Скандинавией и Византийской империей, их новые земли были идеальным местом для торговли. Норсы торговали “мехами, тканями[e]и предметами искусства” в обмен на такие товары, как исламское серебро или индийские золотые Будды. Многие скандинавы также становились солдатами и наемниками. Они вступали в ряды варяжской гвардии и становились личными телохранителями византийских императоров.
Норсмены в Багдаде
Норсмены, пробравшиеся на территорию современной России, Украины и Белоруссии, не остановились на достигнутом. Если одни русы шли через Черное море в Византийскую империю, то другие спускались вниз по Волге и через Каспийское море в Багдад. Там они торговали мехами, порабощенными людьми, “медом, воском[,] и древесину” в обмен на “арабские серебряные монеты и шелк, пряности, вино, украшения, стекло и книги”. Скандинавские купцы сыграли важную роль в создании средневекового Шелкового пути, который проходил от Константинополя до Киева и до самой Англии.
Увлекательные сведения о Руси содержатся в трудах Ахмада ибн Фадлана. Аль-Муктадир, халиф Багдада, послал его с миссией встретиться с царем булгар в 922 году. Он описал их особенности: от светлых волос до одежды и оружия. Он также писал об их жилищах – от домов до порабощенных рабочих. А еще он писал о похоронных обычаях русов. Он видел, как норманны клали умершего вождя на маленькую лодку вместе с его вещами и одной из порабощенных женщин, которыми он владел. Затем лучники поджигали ее.
Ахмад ибн Фадлан, вероятно, преувеличивал некоторые сведения в своих трудах. В качестве примера можно привести предполагаемое отсутствие гигиены у русов. Тем не менее, записанная им информация очень помогла нам понять образ жизни норманнов в Средние века.
Норсмены, поселившиеся в Исландии
Норвежцы ушли на запад, сначала к Британским островам, а затем в Атлантику. Ветры и течения отнесли первых норвежцев, прибывших к берегам Исландии, – викинга Наддодда в 830 году и шведа Гардара в 860 году – от курса на Фарерские острова. Вместо этого они высадились в Исландии. Эти исследователи пробыли здесь недолго, и на острове жила лишь горстка постоянных поселенцев, пока в 868 году не появился Флоки Вильгердарсон. Он назвал эту землю Исландией и вернулся на родину, где члены его экипажа рассказали о красоте новой пустой земли. Сообщения членов экипажа привлекли внимание многих норвежцев.
В это время Норвегией правил Харальд Файнхейр, и его правление можно назвать “тираническим” по налогам и распределению земель. Этот норвежский король правил железным кулаком и сделал Исландию еще более привлекательной. Многие покидали Норвегию и отправлялись за море, чтобы поселиться в Исландии.
На остров эмигрировали фермеры и несколько представителей элиты. Там социальная иерархия была менее глубокой, чем на родине в Норвегии. Как только крестьяне основали более крупные поселения, они создали новый свод законов. В Исландии зародилась совершенно новая политическая система, названная альтингом, где прототипичное демократическое собрание собиралось в Тингвеллире для голосования за законы.
Эта политическая система просуществовала с эпохи заселения, с 870 по 930 год, в эпоху Содружества, с 930 по 1200 год, и до тех пор, пока несколько отдельных семейных кланов не обрели политическую власть в эпоху Стурлунгов, с 1200 по 1262 год. В конце концов, король Норвегии поощрил вождей, вышедших из этих кланов, и, укрепив их власть и финансовое богатство, установил норвежский суверенитет над островом. С этого момента Норвегия стала суверенной страной Исландии. Этот суверенитет продлился примерно с 1262 года до 1944 года, когда Исландия стала независимой.
От Исландии до Гренландии
Из Исландии норманны отправились дальше на запад. Там они обнаружили Гренландию, на три четверти состоящую изо льда, а не из суши. Первым викингом, прибывшим сюда, был Эрик Рыжий, изгнанный из Исландии за убийство. Как только его изгнание закончилось, он вернулся в Исландию и призвал других последовать за ним, чтобы заселить эти земли. Поселенцы выжили в ледяной погоде Гренландии, создав свои поселения в “зеленеющих районах вдоль юго-западного побережья”, где жизнь была гостеприимной.
Норсмены Гренландии охотились на животных, таких как моржи, тюлени и карибу, и держали пастбищный скот – крупный рогатый скот, овец и коз. Они продавали меха и слоновую кость нарвалов за предметы роскоши и железо из-за границы. Хотя эти земли, как и Исландию, заселяли в основном крестьяне, они не создали никакой формы правления, подобной альтингу в Гренландии.
Как и Исландия, эта территория перешла под власть Норвегии около 1261 года. Постоянное сообщение между Норвегией и Гренландией продолжалось до XV века, когда между ними воцарилось молчание. Во время Малого ледникового периода похолодало, и норвежцы опасались худшего. К тому времени, когда им удалось отправить к берегам Гренландии миссионера Ханса Эгеде, норвежцев уже было не найти.
Если образ жизни гренландских норсменов зависел от земледелия и скотоводства, то есть признаки того, что с изменением температуры во время Малого ледникового периода многие из них голодали и умирали в своих поселениях. Другие могли эмигрировать. Совокупность факторов привела к концу пребывания норвежцев в Гренландии.
Конечно, норманны были не единственными поселенцами в Гренландии. Они делили эти земли с народом туле, предками инуитов, и есть археологические свидетельства того, что они торговали слоновой костью и охотничьими товарами в обмен на металл. Когда Ханс Эгеде прибыл в Гренландию в поисках норвежских поселений, он обнаружил вместо них инуитов. Он несправедливо обвинил инуитов в том, что они вступили в конфликт с гренландскими норманнами, но, как уже говорилось выше, именно сочетание факторов, а не война, положило конец поселениям норманнов в Гренландии.
Сегодня Гренландия, называемая на гренландском языке Калааллит Нунаат, находится под суверенитетом Дании.
Скандинавы в Северной Америке
Заселив Гренландию и Исландию, норвежцы двинулись на запад, где достигли берегов Северной Америки за сотни лет до того, как Христофор Колумб объявил, что “открыл” эти земли. Как и в случае со случайными открытиями Исландии и Гренландии норвежцами, когда норвежец по имени Бьярни Херьольфссон заблудился, пытаясь найти Исландию, он оказался на территории современного Лабрадора, Канада. Не высадившись на этих берегах, он вернулся на восток, в Исландию, где и рассказал свою историю.
Лейфа Эрикссона особенно заинтересовали рассказы Бьярни Херьольфссона об этой земле. Он был сыном Эрика Рыжего, который первым прибыл в Гренландию, и, как и его отец до него, отправился на запад. Он и его команда разбили лагерь в исследованных ими землях, которые они назвали Винланд, что, вероятно, было частью побережья современного Ньюфаундленда. После зимы они вернулись в Гренландию. Брат Лейфа Эрикссона Торвальд позже возглавил экспедицию, но поскольку она закончилась кровопролитием, когда они столкнулись с первыми народами, он и его команда не задержались надолго.
Норсмены везли североамериканские “продукты, древесину и меха обратно в Гренландию и Исландию”, но напряженные отношения с первыми народами и большое расстояние между Ньюфаундлендом и Гренландией затрудняли их пребывание. Сохранились свидетельства того, что они пытались это сделать. В 1960-х годах археологи раскопали стоянку норвежцев в Л’Анс-о-Медоуз, на северной оконечности Ньюфаундленда. Однако, возможно, норманны прожили в этом поселении всего десять лет, после чего покинули его. Так закончилось присутствие норвежцев в Северной Америке.
Тем не менее, интересный факт о связях норманнов с первыми народами был обнаружен в ходе исследования ДНК, проведенного в Исландии в 2010 году. Согласно этому исследованию, восемьдесят исландцев из четырех семей оказались потомками предка Первой нации, который, возможно, последовал за норманнами из Л’Анс оф Медоуз обратно в Исландию. Хотя больше ничего не известно о родстве этих предков, это интересный исторический инцидент, который подчеркивает отношения между норманнами и первыми народами, напряженные или нет.
В заключение: Где путешествовали викинги?
В заключение можно сказать, что сами викинги путешествовали только из Скандинавии на Британские острова, во Францию и Германию, поскольку исторически термин “викинги” можно использовать только для обозначения тех, кто грабил и совершал набеги по Европе. Но скандинавы, или, как их называли некоторые, норманны, путешествовали гораздо дальше, чтобы торговать своими товарами и заселять новые земли. От Северной Европы до берегов Северной Америки, от Багдада до Рейкьявика, норманны оказывали относительно меньшее или большее влияние на культуры, с которыми сталкивались в своих путешествиях. Даже в Средние века можно сказать, что мир был связан с помощью путешествий, задолго до того, как наступила современная эпоха поездов и самолетов.
[ad_2]