[ad_1]
Tромп л’ойль это техника живописи, при которой нарисованные предметы выглядят реалистичными и трехмерными. С момента своего появления в античные времена – хотя сам термин появился в 1800-х годах – она распространилась на архитектуру и даже моду. Читайте далее, чтобы узнать больше об увлекательной истории, методах и целях trompe l’oeil в истории искусства. Вот все, что вам нужно знать.
Trompe L’Oeil: история оптических иллюзий в искусстве
Trompe l’oeil это художественный метод создания визуальной иллюзии, благодаря которой элементы картины оживают в глазах зрителя. Trompe l’oeil это французский термин, который переводится как обман зрения, , которая объясняет его суть. Самая ранняя реализация trompe l’oeil в искусстве относится к Древней Греции и Риму. На фресках, найденных на стенах домов в Помпеях и Геркулануме, погребенных в пепле на многие века, были нарисованы окна и арки, визуально увеличивающие пространство.
Trompe l’oeil был и остается по сути декоративным приемом, требующим большого мастерства и точности. Тем не менее, не каждую реалистичную картину можно назвать trompe l’oeil. Основная часть trompe l’oeil это намерение обмануть, намеренная попытка запутать зрителя и заставить его потянуться к несуществующим объектам и пространствам.
В XIX веке все больше художников начали экспериментировать с оптическими эффектами и иллюзиями. Некоторые из них, например импрессионисты, стремились открыть новые способы видения и открыть новые перспективы. После изобретения фотографии многие художники решили, что вместо того, чтобы соперничать с новейшими технологиями, они могут сосредоточиться на чем-то недоступном для них, например, на эмоциях и чувствах. Другие художники, однако, стремились к максимальному реализму, соревнуясь не с технологиями, а с самой природой.
Каталонский художник Пере Борель дель Касо был успешным портретистом, но прославился серией trompe l’oeil картины. На его полотнах хихикающие девочки указывают пальцами на зрителя, а мальчики сбегают с картин через рамы. Будучи выдающимся художником своего времени, Борелл, тем не менее, редко упоминается в учебниках по истории искусства. Причиной тому может быть то, что его работы были любопытными украшениями, призванными развлечь гостей и завязать разговор в гостиной. Практическая развлекательная цель этих картин отделяла их от концептуальных и экспериментальных художественных движений времени Борелла.
Маньеризм и иллюзии
В Средние века искусство иллюзий вышло из моды. Средневековое искусство было в основном двухмерным и мало интересовалось реалистичной передачей пространства. Тем не менее, trompe l’oeil вернулось в шестнадцатом веке с художественным движением, названным маньеризмом. Некоторые историки искусства не считают маньеризм отдельным явлением, признавая его частью последовавшего за ним искусства барокко. Тем не менее, маньеризм – это визуальные эффекты, выразительные жесты, головоломные композиции и смелые эксперименты. В то время как знаменитый Джузеппе Арчимбольдо создавал портреты из нарисованных фруктов, овощей и морепродуктов, другие погружались в имитацию архитектурных форм и скульптур.
Наиболее популярные примеры тромп-л’ойль Эпохи маньеризма и барокко можно было встретить в церквях. Художники создавали иллюзии высоких потолков и куполов, достигающих неба, с ангелами и Девой Марией, смотрящими сверху. Из сакральных пространств искусство обмана зрения перекочевало на виллы и особняки, где хозяева удивляли своих гостей потайными ходами, скульптурами и арками, которых никогда не существовало. Такой трюк был не только модным украшением, но и символом статуса и элементом развлечения.
Тем не менее, многие художники и теоретики критиковали trompe l’oeil картины за попытку казаться тем, кем они не являлись. Для них такая имитация была не ироничной шуткой, а настоящим, но плохо организованным обманом и тщетным актом художественного тщеславия. Один из самых распространенных, но не замечаемых способов использования trompe l’oeil был театральный дизайн декораций. Декорации на сцене использовали принудительную перспективу, чтобы превратить небольшое пространство в огромное поле, море или пышный сад.
Современные художники и искусство обмана
После того как сложные украшения в стиле барокко вышли из моды, в тромп-л’ойль не исчез. В течение значительного периода он существовал в виде имитации текстур дерева или мрамора в живописных композициях или невероятно реалистичных натюрмортах. Все кардинально изменилось в XIX веке. С развитием массового промышленного производства конкуренция между производителями стала беспрецедентной. Реклама стала основным способом привлечения покупателей к бренду, причем trompe l’oeil становится чрезвычайно популярным в дизайне упаковки.
Новое поколение художников также возродило практику тромп-л’ойль, но их причины отличались от развлекательных или маркетинговых. Развитие психиатрии заставило людей обратить внимание на неоднозначное, подсознательное и сомнительное: trompe l’oeil это идеальный способ исследовать иллюзии, создаваемые человеческой психикой.
Trompe l’oeil был чрезвычайно популярен среди кубистов и сюрреалистов. На заре кубизма Жорж Брак и Пабло Пикассо имитировали бумагу и дерево в своих композициях. Вскоре они сделали еще один шаг вперед – или назад, в зависимости от интерпретации – и стали использовать настоящие газетные вырезки, ткани и предметы мебели.
Сюрреалисты пошли еще дальше. В то время как некоторые художники, например Сальвадор Дали, использовали trompe l’oeil и оптические иллюзии в своих работах, другие, такие как Рене Магритт, развили идею визуального обмана еще дальше. Магритт считал, что нарисованное изображение само по себе обманчиво, поскольку оно не равно изображаемому объекту, а лишь имитирует его.
Мода и Trompe L’Oeil
Утвердившись в области изобразительного искусства и архитектуры, концепция trompe l’oeil нашел свое применение в дизайне одежды. Эльза Скиапарелли, великий пионер высокой моды, была тем дизайнером, который первым придумал использовать иллюзию в дизайне одежды. В 1927 году Скиапарелли создала спортивный свитер с бантом на вырезе, но он был не пришит к изделию, а вшит прямо в него. Помимо давнего интереса Скиапарелли к неоднозначной и оригинальной моде, это решение имело и более практическую цель.
За несколько лет до изобретения журнал Vogue сообщил, что спортивная мода занимает три четверти парижского модного рынка благодаря своей практичности для более активного образа жизни современных женщин. Цель Скиапарелли заключалась в том, чтобы сделать спортивную одежду элегантной без ущерба для комфорта и практичности. Группа армянских женщин, нанятых Скиапарелли, изготавливала свитера, используя традиционную технику ручного вязания. Для продвижения своих работ Скиапарелли предпочитала носить их сама. Так, на званый ужин она пришла в новом свитере с бантиком, и сразу же последовала череда заказов.
В последние годы модный дом Maison Schiaparelli пережил масштабное возрождение после более чем пятидесятилетнего затишья. Креативный директор марки Дэниел Роузберри стремился возродить наследие Эльзы Скиапарелли в новом веке, избегая при этом прямого подражания ее творчеству. Тем не менее, одна из коллекций, созданных Роузберри, включала его версию trompe l’oeil свитер с бантом.
Со времени изобретения Эльзы Скиапарелли многое изменилось, поэтому trompe l’oeil Узоры уже не шокируют публику, как раньше. С годами trompe l’oeil в моде стал одним из основных элементов дизайна. Самая популярная иллюзия – это иллюзия обнаженного тела вместо одежды, встречающаяся в работах таких легендарных дизайнеров, как Вивьен Вествуд и Жан-Поль Готье. Готье, на самом деле, пошел дальше, чем просто повторил свой trompe l’oeil тела. Он создавал свои силуэты из узора ярких цветных точек, создавая иллюзию глубины и объема. Его коллекция осень-зима 1995 года представляла воображаемых амазонок будущего в стиле киберпанк, внедряя технологии в одежду.
Trompe L’Oeil в современном искусстве
Несмотря на изменение концепций и идей, идея тромп-л’ойль по-прежнему присутствовал на художественной сцене, принимая различные формы. Одну из них можно найти в поп-арте, особенно в работах шведско-американского скульптора Клаеса Ольденбурга. Ольденбург создавал копии бургеров, пирожных или сэндвичей из несъедобных материалов, таких как гипс и дешевая краска для дома. На первый взгляд, скульптуры кажутся аппетитными, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что они разочаровывают и озадачивают зрителя.
В последние годы, trompe l’oeil снова потерял благосклонность галерей и музеев, но нашел себе новую область. В отличие от иерархического мира искусства, подпитываемого деньгами и властью, стрит-арт – довольно демократичное и гостеприимное поле. Trompe l’oeil Произведения искусства, встречающиеся на улицах, могут быть драматичными и привлекающими внимание, как, например, гигантская воронка в Лондоне, или более элегантными в виде фресок. Знаменитый уличный художник JR часто использует trompe l’oeil в своих гигантских коллажах и фресках, дополняющих и искажающих реальность.
[ad_2]